Смелое путешествие во внутреннее "я" превращается в головокружительное исследование истории женщины в запоминающе-интенсивном, абстрактном и несфокусированном испанском фильме весьма оригинального режиссера Хулио Медема.
"Беспокойная Анна" – это своеобразный экскурс в глубины подсознания девушки в период с восемнадцати до двадцати двух лет...
Зрителю предстоит пройти сквозь главы ее жизни в обратном отсчете: 10, 9, 8, 7...0... словно во время гипнотического сеанса, в течение которого Анна доказывает, что она не похожа на других. Героиня проживает жизни молодых девушек когда-то трагически погибших в возрасте до 22 лет и теперь поселившихся в пропасти ее памяти. Ее трагедия в постоянном хаосе тревожного сознания…
Анна одновременно прекрасная героиня и монстр феминистской басни против мужского деспотизма...
Фильм замахнулся на одну из самых глобальных философских проблем современности, открыто и разносторонне обсуждая роль женщины в современном обществе и ее полную беззащитность перед догмами патриархата. Родительница, воспитательница, кормилица, игрушка в руках мужского шовинизма, вдова и вечная страдалица – именно так старается показать Медем женщину в своей ленте, последовательно проводя зрителя через калейдоскоп мимолетных образов. От общего режиссер движется к частному, демонстрируя этнические разногласия, социальное неравенство, страдания жертв войны. Толика мистики и удивительно яркий, разнообразный видеоряд, лишь придают повествованию едва уловимый психоделический привкус.
Героиня фильма воплощает волнующий, страстный персонаж, одаренный плотской чувственностью и носящий в себе семена хаоса. В ней огромная женская энергия охотницы, которая одновременно и легкая добыча, как жаворонок, смертью которого открывается фильм.
Это фильм сон, фильм пробуждение, фильм о жизни, любви, страдании, смерти и возрождении. Он не похож ни на что, его бесполезно пересказывать, нужно просто погрузиться и внимательно смотреть. Удивляться, смеяться, плакать вместе с героиней.
Ощущение полного отсутствия грани между реальностью и вымыслом останется на языке надолго. Да – легкой пищей для ума его не назовешь, да и не каждому покорится весь смысловой рисунок, сотканный режиссером. Однако необычный стиль и шикарные натурные съемки вполне способны перевесить вышеописанные «недостатки». Ну а если арт-хаус – ваш любимый жанр, то можете смело заносить «Беспокойную Анну» в список Вашей кинотеки.
Интересный факт: Большая часть представленных в фильме художественных картин были написаны сестрой Хулио Медема, которая трагически погибла в автокатастрофе накануне выставки своих работ. Фильм посвящен ее памяти.

В результате получилась художественная бомба, брошенная точно в цель. То есть в мир артхаусного кино, накрыв его почитателей взрывной волной изуверской и притязательной искренности. Правда, распознать главный авторский помысел в фильме довольно трудоёмко, поскольку нетривиальный испанец имеет специфический подход к построению смысла. Его "Анна" — это рутинная психоделика, складывающаяся из множества гипнотических аллюзий, этнических и фольклорных метафор, обволакивающих зрителя крепким наркотическим видением.

Женщины, высшего начала и сущности бытия, главная роль в котором отведена женщине-матери, женщине-природе, женщине — самой жизни. Жизни, которая, по Медему, неизменна и циклична; в которой истории сегодня идентичны картинам тысячелетней давности: Она — богиня, альфа и омега, начало и конец, Он — биологический ресурс, материал, жестокая машина для войн и нелепых свершений.

И все они — матери "хороших мужчин".

Это было не весело и не грустно - это было прекрасно…
читать дальше
АННА И АНГЛО — СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ — ШЛЮХА И НАСИЛЬНИК
В одном из писем, которые Анна посылает отцу, она говорит, что они
живут (она имеет в виду себя и Линду) с молодым человеком, "которого мы
зовем Англо из-за его акцента, он из Лос-Анджелеса". Невинность Аны
помогает нам лучше понять этого персонажа, который появляется и
действует как проводник, которого она доверчиво берет за руку и
закрывает глаза. Анна отдает себя в руки эксперта по гипнозу, чтобы он
открыл двери ее хаоса. Она соглашается раскрыться, но при условии, что
не увидит ничего, так что если произойдет трагедия, у нее не останется
о ней никаких воспоминаний, словно это невидимый, беззвучный ночной
кошмар. Только видеокамера Линды зарегистрирует эти путешествия в
прошлое.
В этом случае Анна соглашается стать "эгоистичной шлюхой" (так Линда
характеризует женщин), отдав себя в руки Англо — нежного "насильника"
над мертвыми женщинами и их воспоминаниями. Понимая, что ее нежелание
взглянуть себе в лицо, это трусость, Анна в итоге позволяет Англо нечто
большее, нечто интимное и физическое. Она предлагает ему свое тело во
время сеансов гипноза, уверенная, что отношения шлюхи и насильника
никогда не выйдут на уровень сознания.
Со временем Анна частично утрачивает понимание того, кто она на
самом деле. Когда она спрашивает Англо, почему у нее нет собственных
снов, он отвечает, что она втайне их боится. Нельзя утверждать
наверняка, что она была всеми женщинами, о которых говорит под
гипнозом, но они образуют часть ее самой. Никто не существует один,
никто не живет один. Все мы то, что мы есть, потому что другие были
тем, чем они были. Англо просит ее вглядеться внутрь себя и
прислушаться, и Анна в итоге соглашается на гипноз без отключения
сознания, но она хочет помнить только определенные счастливые моменты
прошлой жизни, которые интересуют ее сейчас.
В этом смысле можно сказать, что "Беспокойная Анна" — это история о
трагедии, движимая силой оптимизма главной героини и ее потребности
быть счастливой.

читать дальше
АННА И ЛИНДА — ВЕТЕР И ЗЕМЛЯ — ЗЕЛЕНОЕ И ЧЕРНОЕ
Анна и Линда стали подругами сразу же, как познакомились, хотя их
жизнь была очень непохожа, а их индивидуальности противоположны; эти
различия, о которых они немедленно рассказывают друг другу, объединяют
их. Анна приезжает в Мадрид, с печалью осознавая отсутствие отца, о
котором она всегда думает и которому пишет, что все еще ощущает, как
его рука крепко сжимает ее руку, оберегая ее с расстояния. Но Анна идет
по улицам, избегая других рук, в танце, с помощью которого начинает
готовиться к самостоятельной жизни, надеясь, что когда-нибудь она
встретит в большом городе другую руку. Линда приезжает в Мадрид с
чувством, что покинула семью, которая ей не нравится и в которой она не
нуждается. Она покинула отца, потому что он эгоист и не способен никого
любить, и мать, потому что та уступает ему, как несчастная дурочка,
"которая становится с каждым днем все меньше". Во время их первой
встречи Линда определяет себя как земное существо, "очень твердое", а
зеленоглазая Анна признается ей, что ей нужно быть в подчинении, и тут
же берет руку другой девушки, первую руку на протяжении ее долгого
путешествия.
Ее новая подруга Линда откровенно говорит ей, что мужчины — члены на
ножках, "в душе все они насильники". Женщины, по ее мнению, —
эгоистичные шлюхи. Но между насильниками и шлюхами есть много
промежуточных пунктов вроде того, который занимает сама Линда со своими
женскими противоречиями и своим периодическим партнером Лукасом,
утверждающим, что верит не в Бога, а в женщину, "мою единственную
богиню". Кое-что в этой классификации, где промежуточные стадии
занимают богини и мужчины, которые подлизываются к женщинам ("чтобы
больше трахаться, — вот что всем им нужно"
, поможет Анне лучше понять
себя, узнать, как посмотреть в лицо своей судьбе.
Линда, видео-художник, также снимает сеансы, когда Англо
гипнотизирует Анну. Таким образом она — непосредственный свидетель ее
хаоса. Линда знает две Анны. Или точнее всех Ан. По правде говоря, Анне
повезло, что вдали от дома она нашла в Линде свою первую подругу: ее
контраст, ее энергия, ее темные глаза, ее акцент, с которым она
говорит: "мы должны отправить этот мир мачо в ад, он сделал всех нас
гнилыми внутри". Анна возьмет это в свой багаж в конце своего
путешествия, и это поможет ей открыть смысл жизни.

читать дальше
АННА И САИД — ВРЕМЯ И МОЛЧАНИЕ — СЧАСТЬЕ И МУЧЕНИЕ
Саид — молодой художник из Западной Сахары, потерявший родителей во
время войны с Марокко: гражданского и военного вторжения, в результате
которого огромному количеству представителей народа сахрави приходится
обитать в лагерях беженцев в Алжире в пустыне Хамада. Они находились
там более тридцати лет, поэтому Саид наряду со многими другими военными
сиротами и остальными молодыми сахрави не знает свою родину. Первое
предложение, которое Саид делает Ане, познакомившись с ней: не могла бы
она спать вместе с ним, потому что он спит плохо, он страдает. Но Анна
спит очень хорошо. "Мне никогда не снятся сны. Наверное, у меня закрыта
какая-то дверь". Он хотел бы иметь такую же защиту от своего
подсознания, иметь способность "закрыть дверь", но не может. В отличие
от Анны, внутри Саида нет ничего кроме него самого, но он очень велик.
Его огромный внутренний мир, от которого у него кружится голова,
является и его внешним миром. В этом заключается его мучение.
Саид — очень одаренный юноша (помимо занятий живописью он, по
специальному разрешению испанского правительства, учится, чтобы
получить дипломы по пяти специальностям), но в то же время он — человек
пустыни. Он признается Ане во время одной из мучительных ночей, что он
страдает, когда чувствует, что видит весь пейзаж, включая его
окончание, и говорит, что за горизонтом нет ничего. Для Саида жить —
пустая трата времени. Что-то происходит между этими совершенно
непохожими существами, таинственная взаимосвязь, которая поможет им
обоим понять себя.
Он, чья цель во всем, что он делает, — когда-нибудь помочь своему
народу, особенно интересуется изучением молекулярной биологии, ибо его
сокровенная мечта — когда-нибудь открыть способ сделать так, чтобы
"наша биология длилась вечно". Саид убежден, что когда "наша биология
кончается, кончается все. Душа имеет смысл только когда есть биология".
Анна поддерживает его, говоря: "Так давай, начинай учиться!" Но
направление и события этой истории постепенно покажут главной героине,
что жизни нас всех связаны с начала времен и направлены к будущему,
которое притягивает нас, которое требует нас к себе. Анна говорит Саиду
прямо в лицо, что после смерти (когда кончается биология) все мы
остаемся: "Мы оказываемся вместе. Смерть наполняет, а не опустошает".
Мы содержим воспоминания обо всем, что было и есть. Живые и мертвые
существуют вместе.


читать дальше
Вера, и только вера в хороших людей сделает мир лучше. Пронзительной красоты музыка, и почти сумасшедший финал выворачивают сознание наизнанку, заставляя охватить масштабность мысли «Хаотичной Анны» через века — до и после твоего рождения. И уже абсолютно всё равно, кто на самом деле находился под гипнозом. Сильный фильм — ода Женщине. Каждой Женщине.Этот фильм, действительно находка для ценителя!
У испанских режиссеров фильмы получаются такие же, как у Ван Гога звёздные ночи. И ещё испанские режиссеры предпочитают снимать людей, их лица, глаза, жесты, мысли, танцы полные страстей, а не соборы.